ПОДЕЛИТЬСЯ

В русском языке, чтобы описать встречу нового года и все, что с этим связано, потребуется не одно словосочетание, а то и целое предложение, а для вьетнамцев достаточно сказать одно слово – Тэт, и у любого, кто хоть раз находился во Вьетнаме во время Тэта, сразу же перед глазами возникает атмосфера этого традиционного национального праздника. Если вы думаете, что вьетнамский Тэт отличается от встречи Нового года в России только тем, что проходит 1 числа по лунному, а не по солнечному календарю, то вы сильно заблуждаетесь. Тэт – понятие очень многогранное: это и подготовка к встрече нового и проводам старого года, полная радостной суеты, покупок и приготовлений; это и традиционные ритуалы и обряды, игры и конкурсы, музыкальные и костюмированные выступления, проводимые до и после начала нового года по лунному календарю; это совершенно особое состояние людей, когда кажется, что все плохое и грустное остается в старом году, а новый принесет только все хорошее и доброе.

На Тэт все наполнено радостным предвкушением большого праздника и носит ритуальный характер. Даже банальная уборка дома перед новым годом не кажется в тягость и сопровождается ритуалом проводов Бога домашнего очага на небо для доклада Нефритовому императору о делах семьи за прошедший год и ритуалом встречи его возвращения обратно на землю, чтобы отметить начало года вместе с семьей в чистом, прибранном доме. В зависимости от фаз луны праздник Тэт (Вьетнамский Лунный Новый год) отмечается в первый день первого лунного месяца в первый сезон нового года (по лунному календарю) и потому называется Тэт Нгуен Дан (Праздник Первого Дня) или Тэт Там Нгуен (Праздник Трех Первых).

Тэт – это прежде всего праздник семьи. Это время приветствия богов домашнего очага, помощников в течение года. Всего их трое. По легенде каждый год 23 декабря по лунному календарю (за семь дней до Тэта) боги домашнего очага садятся на карпов и отправляются в Небесный дворец, чтобы рассказать там обо всем происшедшем в своем жилище на земле, затем возвращаются 30 декабря, чтобы отпраздновать новую весну.

Для церемонии проводов богов-покровителей семейных очагов на Небо покупают бумажные пожертвования, всех предметов по три штуки, по числу богов. А также трех карпов. После церемонии проводов бумажные пожертвования сжигают, а карпов отпускают на свободу в пруды или озера.

Тэт – это встреча предков со своими наследниками и время сбора всей семьи.

Корзина с пятью фруктами – древний алтарь, который в течение праздников Тэт символизирует благодарность вьетнамцев Небу, Земле и предкам. Пять фруктов символизируют пять основных элементов восточной философии: металл, дерево, вода, огонь и земля. Хотя некоторые люди полагают, что пять фруктов – это символы пяти пальцев на руках, которые помогают человеку достигнуть материального процветания, чтобы порадовать себя и своих предков. Пять фруктов – это знак благословления Неба и Земли, данный людям. «Беря фрукт, думай о том, кто его посадил».

Цветы персиковых и абрикосовых деревьев – также символ Тэта. Теплый розовый цвет цветков персика хорошо подходит к прохладному сухому климату севера, а жаркий юг утопает в желтых цветах абрикоса.

По случаю Тэта вьетнамцы пишут стихи на красной бумаге и развешивают их дверях своих домов, на дорожных столбах и алтарях. Стихи располагаются двумя параллельными линиями с одинаковым количеством слов с контрастирующими или совпадающими смыслами. В них говорится о путях природы и человеческой жизни, о благочестии и благополучии для всех живущих. Красный цвет символизирует доброе предзнаменование и большую жизненную силу.

Канун Нового года – наиболее священное время, переход от старого к новому году. На Небе есть двенадцать Великих, ответственных за ход жизни на земле, каждый из которых поочередно занимает пост владыки. Канун Нового года – это время ухода старого владыки и встречи нового. Все выходят из домов наружу и приветствуют нового владыку.

И дальше начинается празднование Нового года с разными обрядами и увеселениями. Первый день Нового года (Нгуен Дан) имеет огромное значение для вьетнамцев, которые верят, что происшедшее в эти 24 часа повлияет на их жизнь и работу в течение всего года.

Ан Тэт (еда для Тэта) зависит от района проживания. На севере это свиные ножки, сваренные с ростками бамбука, вареные куры, карп в соленом соусе, мясной холодец и кольраби, цветная капуста или лук, запеченные в свиной шкуре. Два блюда присутствуют обязательно: баньчынг – квадратные пироги из риса, со свининой и зеленым горошком, завернутые в листья донга (бамбука) и сваренные в котле и маринованный лук (для улучшения пищеварения).

В Хюэ – бывшей королевской столице в центре страны – кулинарное искусство достигло своего апогея в феодальные времена. Сотни блюд подавались на столы королевской семьи во время Тэта. Сейчас в каждой семье на Тэт обязательно на столе будет баньдай (круглый пирог из риса), засахаренный кокос, жаренные тыквенные семечки и разнообразные блюда из свинины. Меню может также включать говядину, сваренную с чесноком, разнообразные мясные пироги (например, со свиной головой), жареные креветки, свиные ножки, фаршированные мясом, и неочищенные бананы, сваренные в кисло-сладком соусе.

На юге (центр – город Хошимин) в каждой семье на столе обязательно горшок со свининой, сваренной в кокосовом молоке с солью. Свинина варится в кокосовом молоке целиком – с кожей, жиром и постными частями. В готовом блюде жирная часть выглядит прозрачной, а постная – ярко-красной, со вкусом кокосового молока. Так же на столе маринованные ростки зеленого гороха с луком-пореем, ломтики моркови и репа. Еще одно очень популярное блюдо – горькая люфа фаршированная мясом. Старики говорят, что горькая люфа обладает жаропонижающими свойствами, очень питательна и лечит многие болезни.

Как гласит легенда, баньчынг появился при короле Хунге, основателе нации, 3-4 тысячи лет назад. Принц Ланг Лиеу, один из сыновей короля, сделал круглые и квадратные пироги: круглые баньдай символизируют небо, а квадратные баньчынг – землю, и преподнес их своему отцу по случаю прихода Весны. И с тех пор баньчынг стал обязательным блюдом при праздновании Тэта. Баньчынг очень питателен, обладает оригинальным вкусом и может храниться долгое время. Все его ингредиенты – от зеленых листьев, в которые его заворачивают, до риса и свинины, зеленого гороха и перца внутри – являются лекарством, что поддерживает гармонию между Инь и Ян, способствуя тем самым циркуляции крови и предупреждая болезни.
В мире нет других пирогов со столь большой культурной значимостью и столь полезных в медицинском плане как вьетнамские зеленые пироги баньчынг.

Вьетнамский Новый год — Тэт — имеет многовековые традиции. Ровно в полночь праздничные фейерверки взрывают небо Ханоя и Хайфона, Дананга и Хошимина. В храмах и пагодах звучат удары медных колоколов и перестук деревянных кресселей. По улицам и площадям молодые люди проносят раскрашенных бумажных и картонных драконов. В праздничном убранстве преобладают красные и желтые краски. Тэт продолжается четыре дня. Какие же обычаи хранят вьетнамцы, празднующие приход весны? Во-первых, считается почетным провести новогоднюю ночь в компании седого человека, которому более 70 лет.

Наутро следует отправиться на поиски цветка с капельками росы на лепестках, сорвать веточку персикового дерева, одарить подарками детей. При соблюдении этих ритуалов зло никогда не войдет в ваш дом. Но самое главное в новогодние дни — не желать несчастья другому: соблюдение добрых правил подарит мир и счастье вам и вашим близким. Даже в самые трудные годы на праздничный стол всегда выставляются лепешки и пироги — баньтынг и баньзей, имеющие форму круга и квадрата. Они означают небо и землю, а вместе — мир под общим кровом. На второй день Тэта на территории самого древнего в Индокитае храма Ван-Миеу разгораются самые веселые и ожесточенные петушиные бои. На Озере возвращенного меча в Ханое дает спектакли театр кукол на воде — уникальная фольклорная труппа. В историческом центре Ханоя, на улице Ханглыок, пожилые люди любезно предлагают длинные бамбуковые шесты. Их надо «посадить» перед входом в дом — они закроют дорогу злым духам.

Тэт — это еще и праздник цветов. К цветочным рынкам проезд на автомобиле запрещен. Да и вряд ли кому придет в голову помешать таким образом счастливой новогодней суете. Самым праздничным цветком считается матчой — солнечный цветок, или восточная «астра». И этих цветов, гласит народная мудрость Востока, должно быть столько, сколько людей на Земле.

Тэт имеет древнейшую историю, как и сама страна Вьетнам. В Тэт люди возвращаются к своим истокам, предкам. Все стараются вернуться домой хоть с расстояния в тысячи километров, чтобы обязательно быть дома, в кругу семьи. А как только двенадцатый час ночи наступил – это время называется «Зяо Тхыа» (означает «встреча времен»), – дети, внуки поздравляют бабушек, дедушек, родителей с Новым годом, желают долголетия и крепкого здоровья и благополучия. Потом взрослые поздравляют детей и дарят деньги на счастье. Сколько денег, не имеет значения. Самое главное: деньги должны быть новыми (новые купюры или новые монеты). Они обязательно должны быть упакованы в новые красные мешочки (либо из бумаги, либо из ткани) с красным бантиком.

В последующие праздничные дни взрослые родственники, друзья, знакомые семьи приходят в гости и также могут дарить деньги на благополучие детям. Обычай дарить деньги детям на Новый год в сегодняшние дни является обязательным, и ни один Новый год во Вьетнаме не проходит без соблюдения этого обычая. Вьетнамцы считают, что дарить детям немного денег – это как будто начало «прасада» в Новом году, с тем, чтобы это начало умножилось во много раз. Во время Тэта в буддийских храмах монахи дарят прихожанам деньги, которые также кладут в маленькие красные мешочки. Это как бы подарок благополучия от Будды, от бога. Это подарок для везения. Вьетнамский афоризм гласит: «Чуточка благополучия от Будды равна целой большой корзине земного благополучия».

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ